www.polinst.ru
www.polinst.ru
Фото и видео материалы
Обучение и образование
Выставки
Конференции
Страницы истории
Государственные символы
Instytut Polski
Ближайшие события

Здесь будет публиковаться информация о событиях и мероприятиях в культурной жизни петербургской полонии.


«Польская графика и рисунок первой половины XX века.
Выставка факсимильных репродукции из собраний Национального Музея в Варшаве»


Grafika i rysunek polski pierwszej połowy XX wieku.
Pokaz reprodukcji prac ze zbiorów Muzeum Narodowego w Warszawie.

С.ВыспяньскиПервая половина XX века была важным этапом в пятивековой истории польской графики. Около 1900 года, в период Молодой Польши, возродилась польская художественная графика. Ее создателями были выдающиеся художники: в Кракове –Станислав Выспяньский (Stanisław Wyspiański), Ян Станиславский (Jan Stanisławski), Фердинанд Рущиц (Ferdynand Ruszczyc), Витольд Войткевич (Witold Wojtkiewicz), Юзеф Мехоффер (Józef Mehoffer) и  Войцех Вайс (Wojciech Weiss), a в Варшаве – Франтишек Седлецки (Franciszek Siedlecki). Их рисунки и графические работы, также как и живописные полотна, были насыщены характерными для эпохи модернизма настроениями и символизмом.
Ю. ПанкевичСамое большое влияние на польскую графику того времени оказали два художника, работающие в жанре живописи, графики и рисунка: Юзеф Панкевич/ Józef Pankiewicz (автор видов Полесья, Парижа, Рима и Сены, исполненных в технике аквафорте и сухой иглы), а также  Леон Вычулковский /Leon Wyczółkowski (оставивший в пятидесятилетнем возрасте мир масляных красок ради черно-белого искусства оттиска, прежде всего, литографии – набросков деревьев, цветов и архитектуры). Наряду с этими двумя выдающимися мастерами следует также упомянуть Константина Бранделя, художника графика, работавшего в Париже и создающего в технике аквафорта фантастические композиции из элементов исторической архитектуры Парижа.
Ф.ЯблчиньскийЭтот период повышенного интереса к графике со стороны художников способствовал также и техническим экспериментам, результатом чего стал изобретенный  краковским химиком Тадеушем Эстрейхером (Tadeusz Estreicher) метод обработки офорта флюором, и созданием  Феликсом Яблчиньскийм (Feliks Jabłczyński) в Варшаве техники цераторита (вида линогравюры).
Перед Первой мировой войной многие польские художники (среди которых Тадеуш Маковскийй /Tadeusz Makowski/ и Эугениуш Зак /Eugeniusz Zak/), жившие и учившиеся  в Париже, вместе создали новое направление – так называемую École de Paris (Парижская школа). Это был круг объединивший художников-иностранцев, создающих современное искусство, рождавшееся из различных творческих поисков и художественных подходов.
После обретения Польшой независимости в 1918 году, развитие художественного творчества в стране приобрело новую динамику, а рисунок и графика стали таким же важным средством художественного выражения, как и живопись. В период Межвоенного двадцатилетия (1918-1939) ведущую роль в польском искусстве сыграли возникшие в большом количестве художественные группы (работающие в диапазоне от авангардистской направленности до классического искусства). Это было время создания польскими живописцами и графиками собственных теорий в искусстве. Одними из первых были формисты (formizm - течение в польском искусстве в 1917 – 1922 гг), которые, начиная с 1917 года, в своих художественных поисках обращались к современным направлениям европейского искусства: кубизму, футуризму, дадаизму, а также и  польскому народному искусству, рассматриваемому как проявление «наивного искусства». Эти тенденции нашли отражение в работах Збигнева Пронашко /Zbigniew Pronaszki. Первоначально с формистами были связаны имена двух художников, объединявших творческую практику с теоретическими размышлениями: Леон Хвистек/Leon Chwistek - живописец, логик и математик, автор теории strefizmu- направленности («strefa» в переводе с польского – зона, полоса, район ), а также Станислав Игнаций Виткевич /Stanisław Ignacy Witkiewicz (Witkacy) – живописец, драматург и автор теории Чистой Формы. Неординарная личность Виткация /Witkacу и его портретное творчество, исполненное в технике пастели, до сих пор вызывает особый интерес.
З.ПронашкоХарактерные для европейского искусства того времени течения экспрессионизма были замечены в сфере интересов художников из Познани, сосредоточенных вокруг журнала „Здруй ” (”Zdrój”). Здесь же, в 1917 году возникла группа «Бунт» („Bunt”), членами которой были Ежи Гулевич /Jerzy Hulewicz, Станислав Кубицки /Stanisław Kubicki и Стефан Шмай /Stefan Szmaj. Они поддерживали тесные художественные контакты  с немецкими авангардными группами. Главной темой графических работ, исполненных в технике ксилографии и линогравюры, были современный город, человек и его эмоциональное состояние.
В 20-е и 30-е годы XX века в Варшаве, Лодзи, Львове и Кракове возникли авангардные группировки, склоняющиеся к конструктивизму, геометрической абстракции, творчеству современных французских художников (напр. Фернанда Леже). Среди художников, связанных с авангардным движением были: Генрих Берлеви /Henryk Berlewi, создатель механофактуры, Владислав Стржеминьский /Władysław Strzemiński – автор концепции унизма в живописи, а также Генрих Стажевский /Henryk Stażewski. В.Скочиляс
Самое большое влияние на облик польской графики Межвоенного  двадцатилетия, a также первых лет после окончания II мировой войны, оказали Владислав Скочиляс /Władysław Skoczylas, создатель современной польской ксилографии, а также его коллеги и ученики из Академии изящных искусств в Варшаве, работающие с 1925 пo 1939 годы в товариществе графиков «Рыт» („Ryt”). Творческая личность, а также педагогическая деятельность Скочиляса привели к тому, что многие художники посвятили себя графике, выбирая гравюру на дереве в качестве главного средства художественного выражения. Скочиляс / Skoczylas в своем творчестве обращался к народной тематике, показывая сцены из разбойничьих легенд, изображая лица старых и молодых горцев, запечатлевая живописные виды Казимежа над Вислой. Члены „Рыт” (такие как Станислав Остоя-Хростовский /Stanisław Ostoja-Chrostowski, Тадеуш Цеслевский – младший /Tadeusz Cieślewski, Стефан Мрожевский /Stefan Mrożewski, Виктория Горыньска /Wiktoria Goryńska, Ядвига Конарска /Jadwiga Konarska, Богна Красодембска-Гардовска /Bogna Krasodębska-Gardowska, Виктор Подоский /Wiktor Podoski и Тадеуш Кулисевич /Tadeusz Kulisiewicz) творчески использовали возможности техники гравюры на дереве, создавая работы  на разнообразные темы (стилизованные народные сценки, спорт, натюрморты, иллюстрации к произведениям художественной литературы) и различные по техническим нюансам (гравюра продольная и торцовая, использование резца – троянки/бучарды).
Графическое творчество, наряду с доминирующим варшавским центром, развивалось также в Вильнюсе (Ежи Хоппен /Jerzy Hoppen), во Львове (Людвик Тырович /Ludwik Tyrowicz) и Кракове (Анджей Юркевич /Andrzej Jurkiewicz).
Т.КанторВ польском искусстве период первой половины XX века характеризовался появлением выдающихся художников, работающих в жанре живописи и графики. К таким художникам, наряду с уже упомянутыми, без сомнений принадлежали работающий во Франции живописец Тадеуш Маковский /Tadeusz Makowski и писатель и график Бруно Шульц /Bruno Schulz, автор оригинальных работ со сложной символикой, исполненных в технике cliché-verre. Даже во время войны художественная жизнь не остановилась – возникали малые графические формы, такие как эклибрис, обложки книг издаваемых в подполье, рисунки и графика в концлагерях; по ее окончании ведущую роль в развитии искусства стали играть художники довоенной школы, такие как Вацлав Васьковский/Wacław Waśkowski и Мария Хишпаньска-Ноуманн/Maria Hiszpańska-Neumann, создающие ксилографии в Варшаве. В Кракове, который во время войны пострадал меньше, чем столица, образовалась группа „9 графиков", объединившая художников с разнообразным творческим темпераментом, многие из которых весомо проявили себя в польском искусстве несколько позднее, во второй половине XX века. Соцреализм, начавшийся в 1949 году и продолжавшийся до 1955 года, выдал, в большинстве своем, достаточно посредственные работы. Среди художников, которые не поддались диктату официального искусства, были краковские художники, связанные с возникшей еще до войны Краковской группой. Среди них: Мария Ярема /Maria Jarema, Йонаш Штерн /Jonasz Stern или Тадеуш Кантор /Tadeusz Kantor, создававший в технике монотипии оригинальные метафорические, абстрактные работы.
Подготовленная выставка, показывающая главные направления и личности  польского рисунка и графики первой половины XX века, представит около 40  работ из собраний Национального Музея в Варшаве. Так как оригинальные рисунок и графика с точки зрения реставраторов могут быть экспонированы очень непродолжительное время (до 6 недель и только при соблюдении соответствующих климатических условиях и специальном освещении), репродукции хорошего качества позволят осуществить демонстрацию выставки образовательного характера в различных местах (и не только музейных залах), без обязательного соблюдения консерваторского режима. Выставке будет сопутствовать буклет, представляющий в сжатой форме зарисовку истории польского рисунка и графики в  1900-1950 гг., а также список представленных работ с короткими биографиями их создателей.
            Анна Грохалa
            Национальный Музей в Варшаве


Как Вы оцениваете работу нашего сайта

Цели и задачи
Целью деятельности Польского института в Санкт-Петербурге является распространение достижений польской культуры и науки, расширение знания о польской культуре среди российской общественности, а также развитие контактов, обмен опытом и поддержание диалога между польскими и российскими представителями науки, литературы, искусства, кино, театра и музыки.

Рейтинг@Mail.ru Copyright © Instytut Polski All Rights Reserved
При полном или частичном использовании материалов
ссылка (для интернет-изданий – гиперссылка) на polinst.ru обязательна.

Интернет агентство MirWeb MirWeb Internet Agency